Возвращать товар или менять? – разъяснили в Павлодарском «Атамекене»
В Палате предпринимателей Павлодарской области состоялось совещание, посвящённое проблеме так называемого «потребительского терроризма», при котором покупатели злоупотребляют правом возвращать купленный товар, но приносят его в уже непригодном для продажи виде.
Встречу провёл заместитель директора Палаты предпринимателей Павлодарской области Серик Аубакиров. В ней приняли участие руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей Павлодарской области Даулен Кабдушев, предприниматели и адвокаты.
«Ко мне обращались предприниматели, которые занимаются реализацией товаров – вещей в торговых домах с такой проблемой: приходят покупатели, приобретают товар, например, пальто за хорошую сумму, допустим, больше 100 тысяч тенге, расплачиваются, потом через несколько дней приходят и говорят: «Нам не нравится ваш товар. Верните нам наши деньги». У них такое право есть, но они неправильно толкуют нормы законодательства по защите прав потребителей», - поделился адвокат Мухтар Буркутович Батурбаев.
По словам Мухтара Батурбаева, в одном из случаев покупатель потребовал вернуть деньги за пальто, которое приобрёл. В бутике была установлена камера, и на кадрах записи видно, что покупатель эту вещь надел и в ней же ушел. То есть этот товар был в употреблении.
«В этом пальто сходили на какое-то мероприятие и захотели вернуть денежные средства! Статья 14 Закона РК «О защите прав потребителей» даёт право покупателю обменять данный товар, а не возвратить. Только при отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе требовать возврата денег. Кроме того, статья 30 закона говорит, что обмен или возврат непродовольственных товаров могут быть произведены, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, товарные ярлыки. А у нас сейчас некоторые люди злоупотребляют своими правами берут на один той какую-то хорошую вещь, наденут, потом принесут через день-два и требуют денежные средства», - прокомментировал адвокат.
Руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей Павлодарской области Даулен Кабдушев согласился с тем, что по закону есть определённые требования к торговым точкам по возврату и обмену товара в течение 14 календарных дней. Но для этого купленная вещь не должна быть использована, на ней должны сохраниться товарные бирки, она должен сохранить потребительские свойства.
«Если мы видим, что эти условия не соблюдены, мы как департамент не открываем проверку в отношении этого предпринимателя. Проводим разъяснение и говорим потребителю, что есть такая норма: «К сожалению Вы эту норму не соблюли, поэтому возврат осуществить не сможете», - добавил спикер.
С 2023 года в это ведомство поступили более 600 обращений с претензиями на низкое качество товаров, но проверки были открыты только примерно по 60 субъектам предпринимательства, подчеркнул он. При этом с мая у ведомства есть ещё и контрольно-надзорные функции в сфере торговли.
«В этих 60 проверках «сидят» более 20 проверок, связанных с торговой деятельностью. Из 600 обращений примерно 30 проверок мы открыли по субъектам предпринимательства, из которых процентов 80-90 подтвердились. Часть из них была отозвана – произошло примирение сторон», - добавил Руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей.
Оставьте комментарий:
Комментарии: