Рейтинг образовательных программ вузов
- Автоматизация и управление
- Биотехнология
- Вычислительная техника и программное обеспечение
- Геодезия и картография
- Горное дело
- Инженерные системы и сети
- Информационные системы
- Математическое и компьтерное моделирование
- Машиностроение
- Морская техника и технологии
- Нефтегазовое дело
- Обогощение полезных ископаемых
- Приборостроение
- Радиотехника, электроника и телекоммуникации
- Стандартизация и сертификация
- Строительство
- Теплоэнергетика
- Технология перерабатывающих производств
- Техническая физика
- Технология и проектирование текстильных
- Технология фармацевтического производства
- Транспорт, транспортная техника и технологии
- Транспортное строительство
- Химическая технология неорганических веществ
- Химическая технология органических веществ
- Электроэнергетика
- Геология и разведка месторождений полезных ископаемых
- Материаловедение и технология новых материалов
- Металлургия
- Производство строительных материалов, изделий и конструкций
- Технологические машины и оборудование
- Технология деревообработки и изделий из дерева
- Технология и конструирование изделий легкой промышленности
- Технология продовольственных продуктов
- Биология (образование)
- География
- Два иностранных языка
- Дошкольное обучение и воспитание
- Информатика (образование)
- История
- Казахский язык и литература
- Математика (образование)
- Педагогика и методика начального обучения
- Педагогика и психология
- Физика (образование)
- Физическая культура и спорт
- Химия образование
I. Общие положения
- Настоящая Методика по проведению рейтинга образовательных программ высших учебных заведений Республики Казахстан (далее - Методика) разработана в целях обеспечения интересов бизнеса и государства в подготовке и трудоустройстве квалифицированных выпускников высших учебных заведений (вуз) страны.
- Методика формирует многофакторный рейтинг, который позволит:
- ориентировать вузы на конечный результат в виде трудоустройства выпускника;
- принимать решения по распределению грантов и бюджетных средств вузам;
- укреплять связи вузов с бизнесом;
- переходить от предоставления знаний к набору навыков, позволяющих выпускнику соответствовать ожиданиям работодателя;
- стимулировать повышение престижа вуза исходя из трудоустройства и уровня оплаты труда выпускников вуза.
- В настоящей Методике применяется следующие понятия:
-
- рейтинг – сумма факторов (средневзвешенных), состоящий из индексов, полученных путем сбора статистических, опросных данных выпускников и экспертной оценки работодателей, выявляющий положение образовательной программы вуза относительно других;
- образовательная программа – единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения;
- работодатель – физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
- критерий – условие, которое влияет на положение образовательной программы вуза при прямом взаимодействии, например, доля трудоустроенных выпускников; средняя заработная плата выпускников; международная аккредитация образовательной программы и т.д.;
- балл – показатели формирующие критерий;
- эксперт – специалист высокого уровня в той профессиональной отрасли (стаж работы не менее 5 лет), к которой относится образовательная программа.
-
- Рейтинг образовательных программ проводится Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее - НПП РК «Атамекен») с привлечением экспертов, составлением анализа статистических и иных данных с подготовкой отчета о результатах. Основной целью проведения рейтинга образовательных программ является установление соответствия образовательной программы требованиям профессиональных стандартов (при наличии) и/или рынка труда.
- Рейтинг проводится в три этапа.
Первым этапом является сбор материалов для проведения анализа данных.
На втором этапе производится оценка и анализ полученных материалов, в том числе с привлечением экспертов, выработка рекомендаций для вузов.
На третьем этапе производится синтез результатов и формирование рейтингов образовательных программ, с дальнейшим опубликованием на сайтах НПП РК «Атамекен» и Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Для проведения оценки образовательных программ при НПП РК «Атамекен» формируется проектный офис ответственный за сбор, анализ информации и проведение экспертной оценки.
Проектный офис НПП РК «Атамекен» проводит анализ сведений, полученных из различных источников, на предмет их достоверности, путем сопоставления представленных вузами данных и данных, полученных от Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - МОН РК).
- При формировании рейтинга образовательных программ вузов РК распределение производятся в зависимости от значения интегрального индекса, позиция участника рейтинга определятся по пяти балльной системе, где «10» - максимальное значение, «0» - минимальное.
II. Первый этап – сбор материалов для проведения анализа данных
- Источниками информации для проведения рейтинга образовательных программ являются данные предоставляемые вузами, а также данные собираемые из иных источников.
- Данные предоставляемые вузами:
- сведения по разработке образовательной программы с участием ассоциаций и/или работодателей с приложением подтверждающих документов (Приложение 2);
- сведения об инвестициях, вложенных в образовательную программу с приложением подтверждающих документов за последние 3 года (Приложение 3);
- сведения о количестве преподавательского состава кафедры вузов с опытом работы вне структуры вуз-ов по специальности (с приложением резюме или копии трудовой книжки/иного документа подтверждающего стаж работы (Приложение 4);
- сведения по международной аккредитации образовательной программы, действующий на момент подачи пакета документов (Приложение 5);
- образовательная программа (ОП) и каталог элективных дисциплин.
Для сбора вышеуказанных данных НПП РК «Атамекен» направляется письмо-оповещение в адрес вузов с указанием периода сбора данных, контактных данных (телефон и адрес электронной почты), перечня специальностей, по которым необходимо предоставить материалы. В случаях необходимости, для уточнения полученных сведении, НПП РК «Атамекен» могут быть запрошены дополнительные материалы.
Инвестициями в образовательную программу считаются средства, вложения, которые используются для развития и улучшения образовательной программы: израсходованные на покупку оборудования, литературы, оснащение лаборатории по данной специальности, повышение квалификации преподавателей по дисциплинам формирующие профессиональные навыки и т.д., за исключением затрат на материальную базу (аренда или покупка помещения, мебели, канцелярские товары), на фонд оплаты труда и на прохождение аккредитации.
2. Данные, собираемые из других источников:
- данные по выпускникам вуз-ов (ФИО, ИИН, год выпуска) за 2017 год (в случаях отсутствия выпускников в 2017 году, предоставляется информация за 2016 год), полученные из Единой системы управления высшим образованием (далее – ЕСУВО) (в случаях отсутствия выпускников вуз-а, данная образовательная программа вуз-а исключается из списка рейтинга);
- сведения о средних заработных платах выпускников вуз-ов по специальности за 2017 год (в случаях отсутствия выпускников в 2017 году, запрашиваются данные выпускников 2016 года) полученные из Государственного центра по выплате пенсий (далее – ГЦВП);
- сведения о трудоустройстве выпускников вуз-ов по специальности за 2017 год в процентном выражении (в случаях отсутствия выпускников в 2017 году, запрашиваются данные выпускников 2016 года), подтвержденные данными из ГЦВП;
- заполненные анкеты выпускников по результатам телефонного опроса (Приложение 6).
III. Второй этап – оценка и анализ полученных материалов
- Рейтинг проводится по 12 критериям. По каждому критерию определяются показатели, в соответствии с которыми выставляются баллы.
Критерии и баллы для рейтинга образовательных программ, предоставляемых вузами и МОН РК, имеют весовые значения, согласно Приложению 1 к настоящей Методике.
- Рейтинг образовательных программ по следующим критериям осуществляется проектным офисом НПП РК «Атамекен», согласно предоставленным материалам вузами и МОН РК:
- «разработка образовательной программы с участием ассоциаций»;
- «разработка образовательной программы с участием работодателей»;
- «Инвестиции в образовательную программу»;
- «Количество практического (производственного) опыта работы в данной сфере преподавательского состава»;
- «Международная аккредитация образовательной программы»;
- «Медиана заработной платы выпускников»;
- «Процент трудоустроенных выпускников».
- Рейтинг образовательных программ по критерию «Результаты анкетирования выпускников» осуществляется проектным офисом НПП РК «Атамекен» по результатам заполненных анкет выпускников.
- Рейтинг образовательных программ по следующим критериям осуществляется экспертами:
- «Полнота тем»;
- «Достаточность времени (часов) отводимого на изучение дисциплины»;
- «Актуальность, новизна тем и применимость на рынке труда»;
- «Актуальность (новизна) рекомендуемой литературы (источников) для изучения».
- Для проведения экспертизы образовательной программы НПП РК «Атамекен» формирует пул экспертов, являющихся специалистами высокого уровня в той профессиональной отрасли (стаж работы не менее 5 лет), к которой относится образовательная программа. Для достижения объективности и полноты оценки по одной образовательной программе вуза привлекается не менее трех экспертов в данной сфере.
- Критериями отбора экспертов – являются: компетентность, стаж работы, приветствуется опыт работы на руководящей должности по профилю, соответствующему предмету экспертизы.
Основными принципами работы эксперта являются честность, ответственность, добросовестность, соблюдение конфиденциальности в работе с представленными документами.
- Эксперт несет персональную ответственность за объективность и достоверность оценок, рекомендации, своевременность проведения экспертизы и предоставления оценочного листа для подготовки консолидированной рекомендации.
- Эксперт имеет право запрашивать и получать от НПП РК «Атамекен» дополнительные материалы, сведения, документы, относящиеся к предмету оценки, высказывать и обосновывать свое мнение о качестве образовательной программы.
- Заключение о результатах оценки образовательных программ, предоставляемых вузами, готовится по форме согласно приложению 7 к настоящей Методике.
Для расчета оценочного балла по критерию «Количество практического опыта работы в данной сфере преподавательского состава» в резюме необходимо указывать место, должность и период работы.
IV. Оценка образовательных программ по полученным данным и формирование рейтинга
- Критерий «разработка образовательной программы с участием ассоциаций», рассчитывается по следующей формуле:
, где
К1i – оценочный балл по критерию «разработка образовательной программы с участием ассоциаций» вуза;
ai – предоставленные статистические данные от вуза по критерию «разработка образовательной программы с участием ассоциаций и работодателей»;
n – количество участвующих вузов в оценке образовательной программы;
МИН(а1;а2;…аn) – минимальное значение среди предоставленных статистических данных вузами;
МАКС(а1;а2;…аn) – максимальное значение среди предоставленных статистических данных вузами.
- Критерий «разработка образовательной программы с участием работодателей», рассчитывается по следующей формуле:
, где
К2i – оценочный балл по критерию «разработка образовательной программы с участием работодателей» вуза;
ri – предоставленные статистические данные от вуза по критерию «разработка образовательной программы с участием ассоциаций и работодателей»;
n – количество участвующих вузов в оценке образовательной программы;
МИН(r1;r2;…rn) – минимальное значение среди предоставленных статистических данных вузами;
МАКС(r1;r2;…rn) – максимальное значение среди предоставленных статистических данных вузами.
- Критерий «Инвестиции в образовательную программу» рассчитывается по следующей формуле:
, где
К3i – оценочный балл по критерию «Инвестиции в образовательную программу» вуза;
bi – предоставленные статистические данные от вуза по критерию «Инвестиции в образовательную программу»;
n – количество участвующих вузов в оценке образовательной программы;
МИН(b1;b2;…bn) – минимальное значение среди предоставленных статистических данных вузами по инвестициям в образовательную программу;
МАКС(b1;b2;…bn) – максимальное значение среди предоставленных статистических данных вузами по инвестициям в образовательную программу.
- Критерий «Количество практического опыта работы в данной сфере преподавательского состава» рассчитывается по следующей формуле:
К4i=Ф1i*mn+Ф2i*me , где
К4i – оценочный балл по критерию «Количество практического опыта работы в данной сфере преподавательского состава» вуза;
Ф1i – оценочный балл по фактору «количество преподавателей со стажем работы в данной сфере (количество)» вуза;
mn – вес Ф1i в общем балле;
Ф2i – оценочный балл по фактору количество стажа преподавателей со стажем работы в данной сфере (лет) вуза;
me – вес Ф2i в общем балле.
, где
ci – статистические данные из резюме преподавательского состава кафедры, предоставленные вузами, количество преподавателей со стажем работы;
n – количество участвующих вузов в оценке образовательной программы;
МИН(с1;с2;…сn) – минимальное значение от количества преподавателей со стажем работы среди вузов;
МАКС(с1;с2;…сn) – максимальное значение от количества преподавателей со стажем работы среди вузов.
, где
di – статистические данные из резюме преподавательского состава кафедры, предоставленные вузами, количество общего стажа (лет) преподавателей со стажем работы в данной сфере;
n – количество участвующих вузов в оценке образовательной программы;
МИН(d1;d2;…dn) – минимальное значение от общего стажа преподавателей со стажем работы среди вузов;
МАКС(d1;d2;…dn) – максимальное значение от общего стажа преподавателей со стажем работы среди вузов.
Инвестициями в образовательную программу считаются средства, вложения, которые используются для развития и улучшения образовательной программы: израсходованные на покупку оборудования, литературы, оснащение лаборатории по данной специальности, повышение квалификации преподавателей по дисциплинам формирующие профессиональные навыки и т.д., за исключением затрат на материальную базу (аренда или покупка помещения, мебели, канцелярские товары), на фонд оплаты труда и на прохождение аккредитации.
- Критерий «Международная аккредитация образовательной программы» рассчитывается по следующей формуле:
К5i=ЕСЛИ(ei="Да";10;0)
К5i – оценочный балл по критерию «Международная аккредитация образовательной программы» вуза;
ei – предоставленные статистические данные от вуза;
n – количество участвующих вузов в оценке образовательной программы.
- Критерий «Медиана заработной платы выпускников» рассчитывается по следующей формуле:
, где
К6i – оценочный балл по критерию «Медиана заработной платы выпускников» вузов;
Ji – медиана заработная плата выпускников по данной специальности, полученные от ГЦВП;
n – количество участвующих вузов в рейтинге образовательных программ;
МИН(J1; J2;… Jn) – минимальное значение медианы заработной платы выпускников вузов;
МАКС(J1;J2;…Jn) – максимальное значение медианы заработной платы выпускников вузов.
Ji=МЕДИАНА(h1;h;2;…;hi) , где
hi – размер заработной платы трудоустроенного выпускника вуза по данной специальности.
- Критерий «Процент трудоустроенных выпускников» рассчитывается по следующей формуле:
, где
К7i – оценочный балл по критерию «Процент трудоустроенных выпускников» вузов;
ngw – количество трудоустроенных выпускников подтвержденные данными из ГЦВП;
ng – количество выпускников вузов по данной специальности.
- Критерий «Результаты анкетирования выпускников» рассчитывается по следующей формуле:
, где
K17i - оценочный балл по критерию «Результаты анкетирования выпускников» вузов;
F1i – общая оценка по фактору «Удовлетворенность» по оценкам выпускников вузов;
F2i – общая оценка по фактору «Процесс трудоустройства» по оценкам выпускников вузов;
F3i – общая оценка по фактору «Практичность» по оценкам выпускников вузов.
Балл по фактору «Удовлетворенность» рассчитывается по следующей формуле:
, где
P11i – оценка выпускников вуза по процессу обучения;
P12i – оценка выпускников вуза по теоретическим знаниям;
P13i – оценка выпускников вуза по общеобразовательным знаниям;
P14i – оценка выпускников вуза по практическим и прикладным знаниям;
P15i – оценка выпускников вуза по преподавательскому и профессорскому составу.
Оценка по фактору «Процесс трудоустройства» рассчитывается по следующей формуле:
, где
P21i – оценка выпускников вуза по затраченному времени на поиск работы;
P22i – оценка выпускников вуза по пригодности учебных дисциплин при трудоустройстве.
Оценка по фактору «Практичность» рассчитывается по следующей формуле:
, где
P31i – оценка выпускников вуза по практичности теоретических знаний;
P32i – оценка выпускников вуза по практичности общеобразовательных знаний;
P33i – оценка выпускников вуза по практичности практических и прикладных знаний;
P34i – оценка выпускников вуза по пригодности учебных дисциплин в работе.
- Критерий «Полнота тем»; «Достаточность времени (часов) отводимого на изучение дисциплины»; «Актуальность, новизна тем и применимость на рынке труда»; «Актуальность (новизна) рекомендуемой литературы (источников) для изучения» выставляются экспертом по форме согласно таблице №2.
- Конечным оценочным балом по критериям «Полнота тем»; «Достаточность времени (часов) отводимого на изучение дисциплины»; «Актуальность, новизна тем и применимость на рынке труда»; «Актуальность (новизна) рекомендуемой литературы (источников) для изучения» берутся среднее значение по результатам экспертной оценки.
Таблица №2 Оценочный лист содержания модулей МОП и КЭД
№ |
Наименование модуля или дисциплины |
Часы |
|
Факторы 1 - 4 |
|
||||
курс |
1. Полнота тем |
2. Достаточность времени (часов) отводимого на изучение дисциплины |
3. Актуальность, новизна тем и применимость на рынке труда |
4. Актуальность (новизна) рекомендуемой литературы (источников) для изучения |
Комментарий
|
||||
|
|
|
|
Оценивается баллами от 0 до 10 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Итоговый балл оценки образовательных программ рассчитывается по следующей формуле:
Кi=К1i*m1+К2i*m2+К3i*m3+К4i*m4+К5i*m5+К6i*m6+К7i*m7+К8i*m8+К9i*m9+К10i*m10+К11i*m11+К12i*m12, где
m1 – вес К1i в итоговом балле оценки образовательной программы;
m2 – вес К2i в итоговом балле оценки образовательной программы;
m3 – вес К3i в итоговом балле оценки образовательной программы;
m4 – вес К4i в итоговом балле оценки образовательной программы;
m5 – вес К5i в итоговом балле оценки образовательной программы;
m6 – вес К6i в итоговом балле оценки образовательной программы;
m7 – вес К7i в итоговом балле оценки образовательной программы;
m8 – вес К8i в итоговом балле оценки образовательной программы;
m9 – вес К9i в итоговом балле оценки образовательной программы;
m10 – вес К10i в итоговом балле оценки образовательной программы;
m11 – вес К11i в итоговом балле оценки образовательной программы;
m12 – вес К12i в итоговом балле оценки образовательной программы;
К9i – оценочный балл по критерию «Полнота тем» вуза;
К10i – оценочный балл по критерию «Достаточность времени (часов) отводимого на изучение дисциплины» вуза;
К11i – оценочный балл по критерию «Актуальность, новизна тем и применимость на рынке труда» вуза;
К12i – оценочный балл по критерию «Актуальность (новизна) рекомендуемой литературы (источников) для изучения» вуза.
V. Третьи этап – синтез результатов и формирование рейтингов образовательных программ
На третьем этапе проектным офисом производится синтез результатов и формирование рейтингов образовательных программ, с дальнейшим опубликованием на сайтах НПП РК «Атамекен» и Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Заключение о результатах оценки образовательных программ, предоставляемых вузами, готовится проектным офисом по форме согласно Приложению 7 к настоящей Методике.
Приложение 1 к Методике по проведению
рейтинга образовательных программ
высших учебных заведений
Республики Казахстан
Интегральный бал 100% |
|||
Статистические данные 53% |
Эмпирические данные 7% |
Экспертная оценка 40% |
|
Разработка образовательной программы с участием ассоциаций 5% |
Медиана заработной платы выпускников 14% |
Анкетирование выпускников 7% |
Полнота тем 10% |
Разработка образовательной программы с участием работодателей 5% |
Процент трудоустроенных выпускников 14% |
Достаточность времени (часов) отводимого на изучение дисциплины 10% |
|
Инвестиции в образовательную программу, в тенге 5% |
Международная аккредитация образовательной программы 5% |
Актуальность, новизна тем и применимость на рынке труда 10% |
|
Количество практического опыта работы в данной сфере преподавательского состава 5% |
Актуальность (новизна) рекомендуемой литературы (источников) для изучения 10% |
Проект-менеджеры рейтинга образовательных программ вузов

Альпатина Гүлдер
Молдашев Ризуан
Маханбетәбдиев Нұрсұлтан

Абдрахманов Арман

Асымова Арай

Куанышулы Ерболат

Даулетияров Дастан

Домагова Адия

Бермаханова Галима
