Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Автоматизированные весовые станции: резкий всплеск штрафов, системные сбои и растущие социальные риски

18 Декабря 2025
307 просмотров

18 декабря 2025 года на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен» под председательством Каирбека Сулейменова рассмотрен вопрос о фиксации автоматизированными станциями измерений весовых параметров тяжеловесных автотраспортных средств.  

На автомобильных дорогах страны с 2013 года осуществляется контроль соблюдения допустимых габаритных и весовых параметров автотранспортных средств посредством автоматизированных станций измерения.

Эти средства технического контроля, изначально предназначенные для повышения безопасности дорожной инфраструктуры и обеспечения сохранности автомобильных дорог, в последние годы стали источником значительных системных проблем.

«Переход к полностью автоматическому процессу выявления нарушений со второго полугодия 2025 года спровоцировал резкий рост количества зафиксированных превышений допустимых весовых параметров тяжеловесными транспортными средствами», - отметил представитель Республиканской Ассоциации водителей и владельцев грузового автотранспорта Альжанов А.К.  

Только за десять месяцев 2025 года по пункту 6 статьи 571 Кодекса об административных правонарушениях к ответственности привлечено 13,7 тыс. лиц, на которых наложены штрафы на общую сумму 4,4 миллиарда тенге. Рост административной практики по данному виду правонарушения увеличился более чем втрое за крайне короткий срок, что неизбежно вызвало обеспокоенность бизнеса и поставило под вопрос корректность применения методов контроля.

Основной причиной столь резкого увеличения количества привлечённых к ответственности перевозчиков стало систематическое неисполнение Национальным оператором, АО «НК КазАвтоЖол» и местными исполнительными органами требований законодательства, регулирующих функционирование автоматизированных станций измерения.

Ключевым нарушением является отсутствие обязательного бетонированного покрытия по выделенной полосе протяжённостью не менее 100 метров до места установки весового оборудования. Именно этот участок дороги должен обеспечивать должную жесткость полотна и предотвращать искажения данных. Вместо этого большинство станций продолжают функционировать на асфальтированном покрытии, которое подвержено температурным колебаниям, деформациям и образованию неровностей.

В результате оборудование фиксирует некорректные показатели, а перевозчики оказываются привлечены к административной ответственности на основании недостоверных данных. Отмечены даже парадоксальные случаи выставления штрафов легковым автомобилям за превышение весовых параметров, что свидетельствует о системных дефектах работы станций.

Прокурорские проверки законности привлечения к ответственности подтвердили, что значительная часть выявленных нарушений обусловлена неисправностью комплексов фиксации, вызванной нарушением дорожного покрытия в рабочей зоне. В результате прокурорами были пересмотрены многочисленные административные производства, возбужденные на основании некорректных данных станций.

Более того, автоматическое применение показаний АСИ вступает в противоречие с нормами Налогового кодекса, что уже привело к сокращению поступлений по сборам за проезд крупногабаритного и тяжеловесного транспорта. Учитывая, что в действующей практике при выявлении нарушений через АСИ сбор за фактически пройденный путь не взыскивается, государственный бюджет не получает значительных поступлений.

«Серьёзную обеспокоенность бизнеса вызывает и другая проблема: установленный законом запрет на перевозку грузов самосвалами, максимальная технически допустимая масса которых превышает установленную норму для общего транспортного средства», - подчеркнул К.Сулейменов.

Данный запрет вступает в силу с 1 января 2026 года и уже сейчас вызывает серьёзное недовольство предпринимателей и профессионального сообщества.

Международная практика свидетельствует, что в развитых странах аналогичных запретов не существует, а регулирование перевозок осуществляется иными инструментами, не ограничивающими использование целых категорий транспортных средств.

В Казахстане зарегистрировано более 155 тыс. самосвалов категории N3, обладающих технически допустимой максимальной массой. Введение запрета напрямую затронет интересы свыше 100 тыс. водителей, чьи доходы связаны с эксплуатацией таких автомобилей. При этом государственные органы не предприняли мер по ограничению ввоза самосвалов на рынок, а также не создали и не предложили механизмы социальной поддержки владельцам и пользователям техники, как это ранее было реализовано при ограничении эксплуатации автомобилей с правым рулём.

Дополнительно процесс фиксации, оформления материалов дела и вынесения постановлений в части таких правонарушений создаёт коррупционные риски и не соответствует принципам справедливого административного производства. Введение ограничений на эксплуатацию самосвалов вызывает социальную напряженность и способно ухудшить экономическое положение значительного числа предпринимателей автомобильной отрасли, негативно отразившись на рынке перевозок и строительной деятельности.

«Системные проблемы в работе автоматизированных станций измерения, правовое несоответствие регулирования, неоправданное увеличение административной нагрузки на бизнес и введение ограничений на эксплуатацию самосвалов требуют принятие кардинальных мер. Только комплексное и координированное решение этих вопросов позволит обеспечить справедливое применение законодательства, сохранить стабильность предпринимательской среды, уменьшить коррупционные риски и предотвратить рост социальной напряженности», - подытожил К.Сулейменов.

Что предлагает Совет?

По итогам обсуждения предложено Министерству транспорта:

- разработать и предложить меры профилактики нарушений, предусмотренных статьёй 571 КоАП, а также рассмотреть вопрос о введении альтернативных форм административных взысканий, включая расширение практики вынесения предупреждений.

- провести ревизию технического состояния автоматизированных станций измерения, включая проверку соответствия предъявляемым требованиям и корректность сертификации оборудования.

- подготовить согласованные предложения по дальнейшему применению статьи 38-1 Закона «Об автомобильном транспорте» и по мерам защиты интересов собственников и арендаторов самосвалов, минимизирующим негативные экономические и социальные последствия введения запрета.

Генеральной прокуратуре рекомендовано обобщить практику применения положения пункта 6 статьи 571 КоАП и обеспечить пересмотр необоснованных решений, вынесенных в отношении предпринимателей в связи с фиксацией нарушений автоматизированными станциями, не соответствующими установленным требованиям.

АО «НК КазАвтоЖол» рекомендовано провести обследование действующих станций.

Рекомендации и материалы заседания Совет направит в Администрацию Президента и Аппарат Правительства.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры

405174