Казахстан не готов к созданию единого оператора электронной торговли ЕАЭС
С 2020 года на площадке Евразийской экономической комиссии проводится работа по регулированию вопросов внешней электронной торговли. В этом году Комиссия предложила рассмотреть вопрос создания единого оператора, через которого будут проходить товары казахстанцев для личного пользования, заказанные на зарубежных интернет-площадках. Пилот намечен на 1 июля 2021 года.
НПП РК «Атамекен» неоднократно заявляла, что Казахстан не готов к проведению пилотного проекта, вопросы бизнес-сообщества так и остаются открытыми.
Создание единого оператора — это упрощение для таможенных органов стран Союза. По мнению ЕЭК создание института оператора поможет ускорить развитие рынка, развить трансграничную интернет-торговлю и таможенные склады. Однако пока не ясно, будет это один оператор для стран-участниц Союза или несколько. Национальной оператор должен:
- обеспечить подачу электронной таможенной декларации (с ЭЦП) за физических лиц, являющихся получателями товаров, заказанных ими на зарубежных интернет-площадках;
- исчислить и уплатить таможенные пошлины, налоги в отношении таких товаров;
- добиться, чтобы интернет-магазины иностранных государств на страницах своих сайтов, содержащих публичное предложение физическим лицам о продаже товаров, заявляли о соответствии этих товаров требованиям технических регламентов ЕАЭС, основанных на сведениях, полученных от изготовителей таких товаров;
- передавать таможенным органам достоверные сведения в отношении товаров электронной торговли, которые зарубежные интернет-магазины обязаны предоставить оператору электронной торговли.
Пока добровольцев стать единым оператором в Казахстане нет. Чтобы юридическое лицо стало нацоператором необходимы финансовые, технические и материальные возможности, также этап подготовки и изменения в законодательную базу РК.
В чем проблема?
Это первый в истории ЕАЭС случай, когда акты Союза, особенно, изменения в Таможенный кодекс ЕАЭС, готовятся Комиссией без видения, ключевых подходов и концепции. Настораживает стремление подготовить и ввести в действие акты Союза до проведения пилотных проектов и анализа полученных результатов раньше завершения пилотного проекта.
В департаменте таможенного администрирования НПП «Атамекен» отметили, что у государственных органов стран ЕАЭС, предпринимательского сообщества, пока нет четкого видения и понимания целей проводимой работы, условий ведения бизнеса после проведения пилотного проекта и внесения изменений в Таможенный кодекс Союза, базовых подходов регулирования международной электронной торговли.
Стоит отметить, что в 2020 году ЕЭК проводилась работа по согласованию концепции администрирования трансграничной электронной торговли, разработанной российской стороной. Однако документ не был принят по неизвестным для бизнеса причинам.
Методом проб и ошибок.
Сейчас казахстанские предприниматели действуют на ощупь, так как неизвестна позиция государственных органов РК по проведению пилотного проекта и не определен ответственный за эксперимент госорган. Не определены сроки, обязанности и юридическое лицо для участия в пилотном проекте.
Более того, нет ответов на вопросы бизнеса и у ЕЭК. Каким образом будут оформляться товары, приобретаемые юридическими лицами в рамках международной электронной торговли? Как таможенные органы будут идентифицировать товары электронной торговли от товаров личного пользования?
«Атамекен» неоднократно обращался в ЕЭК за ответами, однако вопросы не отражаются в протоколах заседаний экспертной группы о внесении изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС по вопросам регулирования трансграничной электронной торговли.
Пока лишь Россия, в которой пилотный проект проводится уже в течение нескольких лет, единственная страна, которая готова к проведению пилота и изменениям в право Союза по электронной торговле.
Справочно: Сегодня декларирование товаров для личного пользования, приобретаемых физическими лицами на зарубежных интернет-площадках (Amazon, Etsy, eBay и др.) в Казахстане осуществляет:
1) АО «Казпочта» – в рамках беспошлинной торговли (стоимостью менее 200 евро, весом брутто менее 31 кг);
2) экспресс-перевозчики (DHL, DPD, Pony Express и др.):
- в рамках беспошлинной торговли (стоимостью менее 200 евро, весом менее 31 кг);
- в части превышения норм беспошлинного ввоза – в качестве таможенного представителя – путем подачи пассажирской таможенной декларации и уплатой таможенных пошлин, налогов в виде совокупного таможенного платежа в случае наличия договора с физическим лицом на оказание услуг;
3) самостоятельно физическое лицо – путем подачи пассажирской таможенной декларации и уплатой таможенных пошлин, налогов в виде совокупного таможенного платежа (в случае превышения норм беспошлинного ввоза);
4) таможенный представитель по поручению физического лица.
На сегодняшний день Комиссии совместно с правительствами государств-членов ЕАЭС поручено:
- в Таможенном кодексе ЕАЭС написать отдельные правила таможенного администрирования для товаров электронной торговли;
- ввести в Таможенный кодекс ЕАЭС «уполномоченного оператора электронной торговли»;
- ввести новый вид таможенной декларации для товаров электронной торговли – «декларацию электронной торговли»;
- ввести уведомительный порядок по соблюдению требований технических регламентов Союза в отношении отдельных товаров электронной торговли;
- обеспечить подготовку актов Союза в течение 1-го полугодия 2021 года.
Оставьте комментарий:
Комментарии: