astana-view

Реестр проблем

№478

Незаконные отклонения проектов через программу ГЧП.

Обращение от ТОО «KazBeltTools» и ТОО «School Quantum» (далее – компании). ТОО «KazBeltTools» является швейным цехом по производству поясов для инструментов как в строительно-монтажных, энергетических, горно-металлургических сферах, так и в нефтеперерабатывающей отрасли. Основной целью ТОО «KazBeltTools» ставит поддержку легкой промышленности Казахстана, путем производства 16-ти видов поясов из отечественной натуральной кожи. ТОО «School Quantum» представляет вспомогательные услуги ученикам школ по физике и математике, далее планирует вести волонтерские программы по изучению казахского языка. Обе Компании обратились в Палату с просьбой оказать содействие по продвижению проектов через программу ГЧП. Специалисты Палаты составили бизнес-планы, провели предварительную экспертизу проектов на соответствие требованиям ГЧП. После этого Палата направила письма в акимат г. Алматы с обращением о включении проекта в Перечень проектов ГЧП г. Алматы. Однако протокольным решением заседания Рабочей группы оба проекта были отклонены без мотивированного объяснения и письменного разъяснения. В соответствии со ст. 3 закона Республики Казахстан «О государственно- частном партнерстве» одними из основных задач ГЧП являются: повышение уровня доступности и качества товаров, работ и услуг с учетом интересов и потребностей населения, а также иных заинтересованных лиц; повышение общей инновационной активности в Республике Казахстан, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств. К сожалению, в практике планирования местных проектов ГЧП сложилась такая ситуация, что она направлена преимущественно на государственно-частное партнёрство по крупным проектам, бывшим государственными инвестиционными проектами (далее – ГИП). К примеру, Палатой были направлены в акимат г. Алматы шесть проектов ГЧП, инициированных субъектами предпринимательства, с предложением рассмотреть и включить в Перечень проектов ГЧП г. Алматы. Однако из этих шести проектов был рассмотрен и включён в Перечень один проект, стоимостью 1 036,0 млн. тенге, т.е. крупный проект. Пять проектов ГЧП общей стоимостью 48,7 млн. тенге как мелкие проекты не были приняты к рассмотрению, хотя они все подпадают под требования закона о ГЧП. Такая практика может привести к отстранению субъектов малого-среднего предпринимательства (далее – МСП) от участия в проектах с применением механизмов ГЧП.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АЛМАТЫ РПП

Предложение по решению проблемы:

предлагаем внести изменения в «Правила планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства» В ст. 2, Раздела 1 «Общие положения», включить дополнительно ст.4 следующей редакции: 4) малые формы государственно-частного партнёрства – проекты, инициируемые субъектами предпринимательства, в том числе малого и среднего предпринимательства, стоимость которых не превышает 500 000 МРП. Ст.8 дополнить текстом следующего содержания «в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.» Старая редакция: 8. Решение о необходимости реализации проекта ГЧП принимается уполномоченным лицом, на основании документов Системы государственного планирования, поручений либо актов Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, а также инициатив субъектов предпринимательства. Новая редакция: 8.Решение о необходимости реализации проекта ГЧП принимается уполномоченным лицом, на основании документов Системы государственного планирования, поручений либо актов Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, а также инициатив субъектов предпринимательства, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства. Пп.1, ст.8 дополнить текстом следующего содержания «в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.» Старая редакция: 1) поручения либо акта Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, а также инициативы субъектов предпринимательства о реализации проекта ГЧП; Новая редакция: 1) поручения либо акта Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, а также инициативы субъектов предпринимательства, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства о реализации проекта ГЧП; Ст.9 дополнить текстом следующего содержания «в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства» Старая редакция: 9. На стадии планирования проекта ГЧП уполномоченными лицами при необходимости создается проектная группа путем привлечения специалистов подведомственных организаций, независимых экспертов, проектных, инжиниринговых и других компаний, заинтересованных государственных органов, субъектов предпринимательства, а также консультантов. Новая редакция: 9. На стадии планирования проекта ГЧП уполномоченными лицами при необходимости создается проектная группа путем привлечения специалистов подведомственных организаций, независимых экспертов, проектных, инжиниринговых и других компаний, заинтересованных государственных органов, субъектов предпринимательства, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, а также консультантов Ст.12 дополнить текстом следующего содержания «в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства» Старая редакция: 12.В целях привлечения субъектов предпринимательства, к планированию проекта ГЧП, повышения прозрачности процесса планирования, уполномоченные лица размещают запрос выражения интереса о планируемом проекте ГЧП на своем официальном интернет-ресурсе, интернет-ресурсе Центра развития ГЧП, обеспечивают размещение информации на иных интернет-ресурсах и в периодических печатных изданиях, адресную рассылку в зависимости от специфики инициируемых проектов ГЧП. Новая редакция: 12. В целях привлечения субъектов предпринимательства, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства к планированию проекта ГЧП, повышения прозрачности процесса планирования, уполномоченные лица размещают запрос выражения интереса о планируемом проекте ГЧП на своем официальном интернет-ресурсе, интернет-ресурсе Центра развития ГЧП, обеспечивают размещение информации на иных интернет-ресурсах и в периодических печатных изданиях, адресную рассылку в зависимости от специфики инициируемых проектов ГЧП Ст.20, абз. 12 дополнить текстом следующего содержания «в том числе эффективность субъектов малого и среднего предпринимательства» Старая редакция: социально-экономической эффективности реализации проекта ГЧП; Новая редакция: социально-экономической эффективности реализации проекта ГЧП, в том числе эффективности развития малого и среднего предпринимательства; Ст. 42 дополнить текстом следующего содержания «в том числе эффективность субъектов малого и среднего предпринимательства» Старая редакция: анализ социально-экономической эффективности реализации проекта ГЧП; Новая редакция: анализ социально-экономической эффективности реализации проекта ГЧП, в том числе эффективности развития малого и среднего предпринимательства; Ст. 133 дополнить п.п. 6 Следующего содержания Новая редакция: проект относится к сфере развития малого и среднего предпринимательства

Пути решения:

1. Направить предложение в МФ РК. 2. В случае необходимости, провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2017-03-13 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-07-22 00:00:00

Ход исполнения:
03.08.2017; НПП проведен ряд заседаний РГ по ГЧП с участием первого вице-министра национальной экономики Р.Даленова (24.04, 11.05). В результате 2 месяца ведется совместная работа НПП, МНЭ, МЗ, Центра ГЧП, НПЗ. По итогам совместной работы НПП РК и МНЭ РК достигнуты результаты: ‐ Разработаны срочные поправки в Бюджетный Кодекс касательно увеличения срока государственного заказа. На данный момент поправки внесены в Мажилис, планируется их внесение Членом Комитета по аграрным вопросам, Депутатом Звольским С.А. в законопроект по вопросам налогообложения с/х; ‐ НПП разработан проект программы по альтернативному механизму реализации ГЧП «Программное ГЧП». Проект направлен Министру национальной экономики и поддержан МНЭ РК. НА данный момент отрабатывается с госорганами, направлен во все РПП, размещен на сайте НПП, идет сбор предложений; ‐ Отдельным пакетом разработаны поправки в НПА касательно: замены разработки концепции ГЧП на разработку бизнес-плана, утверждения Программного ГЧП и др. На обсуждении с ГО; ‐ НПП совместно с РПП определен перечень пилотных проектов для внедрения Программного ГЧП (более 70 проектов с готовым ПСД из 12 регионов); ‐ Утвержден 4-сторонний план мероприятий (Дорожная карта) по оптимизации ГЧП. Размещен на сайте НПП; ‐ Достигнуты договоренности по решению проблемных вопросов ГЧП в части покрытия рисков валютных колебаний для инвестора, вопроса залогового обеспечения по проектам ГЧП, расширения перечня видов затрат, включенных в компенсационные выплаты. Отработка соответствующих поправок планируется следующим этапом. 30 июня т.г. проведено заседание Рабочей группы под руководством Даленова Е.Р., на котором обсуждался проект раздела «Программное ГЧП» с представителями МНЭ РК, КазЦентр ГЧП, МОН, МЗ.
05.01.2018; 1. В целях практической реализации предложений и решения проблемных вопросов утвержден 4-сторонний план мероприятий (Дорожная карта размещена на сайте НПП) по внедрению новых инструментов ГЧП. Размещен на сайте НПП; 2. В рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования бюджетного законодательства» НПП совместно с МНЭ и заинтересованными ГО разработаны следующие поправки: - поправки в части обеспечения возможности размещения государственного заказа сроком свыше 3 лет; - закрепления особого порядка планирования проектов ГЧП, принятия государственных обязательств и отбора частного партнера в рамках Программного ГЧП - поправки в части обязательной казначейской регистрации договоров ГЧП для гарантии исполнения долгосрочных государственных обязательств; - поправки, исключающие концепцию и заменяющие ее разработку бизнес-планом. - сокращен этап планирования проекта до 2 этапов (разработка и экспертиза конкурсной документации (куда входят инвестиционное предложение, заявка, квалификационные требования, проект договора), заключение договора), а не в 3, как было ранее; - поправки по содержанию договора ГЧП: предусмотрен механизм урегулирования валютных рисков при реализации проектов ГЧП по валютному компоненту и порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного прекращения договора ГЧП. Законопроект внесен в Мажилис, прошел обсуждение в Рабочей группе. Проведено первое чтение Законопроекта. Второе чтение планируется на 18.10.2017 г 3. НПП совместно с РПП определен перечень пилотных проектов для внедрения Программного ГЧП (более 70 проектов с готовым ПСД из 12 регионов); 4. В августе т.г. проведены заседания проектных офисов с участием ассоциаций и организаций по отраслям экономики (образование, здравоохранение), на которых были обсуждены меры государственной поддержки в рамках проекта раздела «Программное ГЧП». Были представлены предложения касательно увеличения сроков, объемов мер государственной поддержки проектов ГЧП. 5. В сентябре НПП РК совместно с МНЭ РК, МЗ РК, МОН РК, Казцентр ГЧП, БВУ, НацБанком, АО ФинЦентр, частными школами проведены совещания по проблемным вопросам: 1) залогового обеспечения по проектам ГЧП. 2) тарифообразования при предоставлении медицинских услуг и расширения перечня видов затрат, включенных в компенсационные выплаты. 3) подушевого финансирования в сфере образования. 6. НПП разработан проект «Программного ГЧП». В настоящее время проходит обсуждение с МИО. В рамках «Программного ГЧП» планируется реализация региональных проектов ГЧП, стоимость которых не превышает 4,5 млрд. тенге в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ, транспорта, туризма, культуры и спорта. С 12.10 планируется селектор с участием МИО и РПП по проблемным вопросам ГЧП в ходе реализации проектов, также планируется заслушивание акиматов областей по проектам ГЧП.
11.07.2017; Направлена Служебная записка № СЗ-25/03686 от 18.04.2017 в РПП г.Алматы. В Министерство национальной экономики Республики Казахстан (далее МНЭ РК) направлены письма с предложениями по реализации проектов государственно-частного партнерства (исх. 1843/25 от 22.02.2017 г., исх. 3364/25 от 10.04.2017 г.). Вопросы по разделу проектов на малые, средние и крупные поднимались неоднократно. Представленные Вами проблемы по обращению ТОО «KazBeltTools» и ТОО «School Quantum», дополнительно будут обсуждаться в рамках Рабочей группы по вопросам государственно-частного партнерства, созданной при МНЭ РК.
23.10.2018; 30.11.2017 г. принят Закон РК № 112-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства». В рамках Закона приняты поправки в Бюджетный Кодекс и ЗРК «О ГЧП» касательно:  увеличения гарантии потребления государством объема ТРУ в рамках проектов ГЧП на срок не менее 3 лет с правом продления в рамках договора государственно-частного партнерства;  закрепления особого порядка планирования проектов ГЧП, принятия государственных обязательств и отбора частного партнера в рамках государственных и правительственных программ. Решение о необходимости разработки порядка определения частного партнера и заключения договора государственно-частного партнерства в рамках государственных и правительственных программ определяется в соответствующей программе;  сокращения этапа планирования проекта до 2 этапов (разработка и экспертиза конкурсной документации (куда входят информационный лист, содержащий описание проекта государственно-частного партнерства; конкурсная заявка, квалификационные требования, проект договора), заключение договора ГЧП);  исключения концепции и заменяющие ее разработку бизнес-планом. В случае государственной инициативы государственный партнер на основании экономического заключения на инвестиционное предложение государственного инвестиционного проекта о целесообразности реализации проекта государственно-частного партнерства разрабатывает конкурсную документацию. В случае прямых переговоров потенциальным частным партнером разрабатывается бизнес-план;  поправки, исключающие формирование Реестра потенциальных частных партнеров;  поправки в части обязательной казначейской регистрации договоров ГЧП для гарантии исполнения долгосрочных государственных обязательств;  механизм урегулирования валютных рисков при реализации проектов государственно-частного партнерства по валютному компоненту; порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного прекращения договора государственно-частного партнерства. Во исполнение поручений Премьер-Министра РК касательно мер по активизации механизмов ГЧП, данных в рамках заседания Правительства РК 10.05.2017, НПП РК совместно с МНЭ РК и Центром ГЧП проработана новая модель Программного ГЧП. Основные принципы новой модели Программного ГЧП (нижеперечисленные подходы НПП обсуждаются с МНЭ РК, МЗ РК, Центром ГЧП, на данный момент отрабатываются конкретные механизмы): - по схеме Программного ГЧП могут быть реализованы все региональные проекты без отраслевых ограничений стоимостью ниже 4,5 млрд. тенге; - основанием для инициирования проекта ГЧП является потребность госорганов в услугах (соответствующая информация будет регулярно публиковаться на сайтах МИО), а также перечень объектов на приватизацию и в доверительное управление; - соответствующее извещение будет размещено на сайте МИО для сбора заявок от инвесторов; - при наличии 2 и более инвесторов проводится отбор для поиска наиболее оптимального технического и управленческого решения, минимальной нагрузки на бюджет; - предлагается включить этап отработки с финансовым институтом, а также получение финансирования на стадии планирования проекта; - предлагается исключить ряд процедур согласования; - в рамках Программного ГЧП предполагается возможность применения всех предусмотренных мер государственной поддержки – КИЗ, КОЗ, долгосрочный заказ, гарантия потребления, вознаграждение за управление и другие; - для участия в Программе допускается 3 типа проектов ГЧП в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ, культуры и спорта, стоимость которых не превышает 4,5 млрд. тенге, и не относящиеся к сфере естественных монополий: a) строительство и/или реконструкция и/или модернизация зданий, сооружений, оборудования с последующей эксплуатацией; b) доверительное управление государственным имуществом; c) оказание комплекса мероприятий по обслуживанию объектов ГЧП и предоставлению определенного объема работ (услуг) частным партнером (сервисный контракт, гарантированный государственный образовательный и медицинский (ГОБМП) заказ). - включено согласование с местной бюджетной комиссией. Механизмы «Программного ГЧП» вносятся в отраслевые программы.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Романова Алёна Владимировна

Управляющий директор- директор

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ

Руководитель подразделения:

Сакуов Нурлан Нуртазаевич

Управляющий директор-директор департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ

Еншілес ұйымдар

Серіктестер