Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рейтинг образовательных программ вузов

Кулова Айнур

Куанышулы Ерболат

Жунусова Макпал

Асымова Арай

Альпатина Гулден

Абдрахманов Арман

Абайдулина Гульнар

Махамбетов Тимур

Садвакас Динмухаммед

I Общие положения

  1. Настоящая Методика по проведению рейтинга образовательных программ высших учебных заведений Республики Казахстан (далее - Методика) разработана в целях обеспечения интересов бизнеса и государства в подготовке и трудоустройстве квалифицированных выпускников высших учебных заведений (вуз) страны.
  2. Методика формирует многофакторный рейтинг, который позволит:
    • ориентировать вузы на конечный результат в виде трудоустройства выпускника;
    • принимать решения по распределению грантов и бюджетных средств вузам;
    • укреплять связи вузов с бизнесом;
    • переходить от предоставления знаний к набору навыков, позволяющих выпускнику соответствовать ожиданиям работодателя;
    • стимулировать повышение престижа вуза исходя из трудоустройства и уровня оплаты труда выпускников вуза.
  3. В настоящей Методике применяется следующие понятия:
      1. рейтинг – сумма факторов (средневзвешенных), состоящий из индексов, полученных путем сбора статистических, опросных данных выпускников и экспертной оценки работодателей, выявляющий положение образовательной программы вуза относительно других;
      2. образовательная программа – единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения;
      3. работодатель – физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
      4. критерий – условие, которое влияет на положение образовательной программы вуза при прямом взаимодействии, например, доля трудоустроенных выпускников; средняя заработная плата выпускников; международная аккредитация образовательной программы и т.д.;
      5. балл – показатели формирующие критерий;
      6.  эксперт – специалист высокого уровня в той профессиональной отрасли (стаж работы не менее 5 лет), к которой относится образовательная программа.
  4. Рейтинг образовательных программ проводится Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее - НПП РК «Атамекен») с привлечением экспертов, составлением анализа статистических и иных данных с подготовкой отчета о результатах. Основной целью проведения рейтинга образовательных программ является установление соответствия образовательной программы требованиям профессиональных стандартов (при наличии) и/или рынка труда.
  5. Рейтинг проводится в три этапа.

       Первым этапом является сбор материалов для проведения анализа данных.

       На втором этапе производится оценка и анализ полученных материалов, в том числе с привлечением экспертов, выработка рекомендаций для вузов.

       На третьем этапе производится синтез результатов и формирование рейтингов образовательных программ, с дальнейшим опубликованием на сайтах НПП РК «Атамекен» и Министерства образования и науки Республики Казахстан.

       Для проведения оценки образовательных программ при НПП РК «Атамекен» формируется проектный офис ответственный за сбор, анализ информации и проведение экспертной оценки.

       Проектный офис НПП РК «Атамекен» проводит анализ сведений, полученных из различных источников, на предмет их достоверности, путем сопоставления представленных вузами данных и данных, полученных от Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - МОН РК).

  1. При формировании рейтинга образовательных программ вузов РК распределение производятся в зависимости от значения интегрального индекса, позиция участника рейтинга определятся по пяти балльной системе, где «10» -  максимальное значение, «0» - минимальное.

II. Первый этап – сбор материалов для проведения анализа данных

  1. Источниками информации для проведения рейтинга образовательных программ являются данные предоставляемые вузами, а также данные собираемые из иных источников.
    1. Данные предоставляемые вузами:
  • сведения по разработке образовательной программы с участием ассоциаций и/или работодателей с приложением подтверждающих документов (Приложение 2);
  • сведения об инвестициях, вложенных в образовательную программу с приложением подтверждающих документов за последние 3 года (Приложение 3);
  • сведения о количестве преподавательского состава кафедры вузов с опытом работы вне структуры вуз-ов по специальности (с приложением резюме или копии трудовой книжки/иного документа подтверждающего стаж работы (Приложение 4);
  • сведения по международной аккредитации образовательной программы, действующий на момент подачи пакета документов (Приложение 5);
  • образовательная программа (ОП) и каталог элективных дисциплин.

Для сбора вышеуказанных данных НПП РК «Атамекен» направляется письмо-оповещение в адрес вузов с указанием периода сбора данных, контактных данных (телефон и адрес электронной почты), перечня специальностей, по которым необходимо предоставить материалы. В случаях необходимости, для уточнения полученных сведении, НПП РК «Атамекен» могут быть запрошены дополнительные материалы.


Инвестициями в образовательную программу считаются средства, вложения, которые используются для развития и улучшения образовательной программы: израсходованные на покупку оборудования, литературы, оснащение лаборатории по данной специальности, повышение квалификации преподавателей по дисциплинам формирующие профессиональные навыки и т.д., за исключением затрат на материальную базу (аренда или покупка помещения, мебели, канцелярские товары), на фонд оплаты труда и на прохождение аккредитации.


                  2. Данные, собираемые из других источников:

  • данные по выпускникам вуз-ов (ФИО, ИИН, год выпуска) за 2017 год (в случаях отсутствия выпускников в 2017 году, предоставляется информация за 2016 год), полученные из Единой системы управления высшим образованием (далее – ЕСУВО) (в случаях отсутствия выпускников вуз-а, данная образовательная программа вуз-а исключается из списка рейтинга);
  • сведения о средних заработных платах выпускников вуз-ов по специальности за 2017 год (в случаях отсутствия выпускников в 2017 году, запрашиваются данные выпускников 2016 года) полученные из Государственного центра по выплате пенсий (далее – ГЦВП);
  • сведения о трудоустройстве выпускников вуз-ов по специальности за 2017 год в процентном выражении (в случаях отсутствия выпускников в 2017 году, запрашиваются данные выпускников 2016 года), подтвержденные данными из ГЦВП;
  • заполненные анкеты выпускников по результатам телефонного опроса (Приложение 6). 

III. Второй этап – оценка и анализ полученных материалов

  1. Рейтинг проводится по 12 критериям. По каждому критерию определяются показатели, в соответствии с которыми выставляются баллы.

Критерии и баллы для рейтинга образовательных программ, предоставляемых вузами и МОН РК, имеют весовые значения, согласно Приложению 1 к настоящей Методике.

  1. Рейтинг образовательных программ по следующим критериям осуществляется проектным офисом НПП РК «Атамекен», согласно предоставленным материалам вузами и МОН РК:
  1. «разработка образовательной программы с участием ассоциаций»;
  2. «разработка образовательной программы с участием работодателей»;
  3. «Инвестиции в образовательную программу»;
  4. «Количество практического (производственного) опыта работы в данной сфере преподавательского состава»;
  5. «Международная аккредитация образовательной программы»;
  6. «Медиана заработной платы выпускников»;
  7. «Процент трудоустроенных выпускников».
  1. Рейтинг образовательных программ по критерию «Результаты анкетирования выпускников» осуществляется проектным офисом НПП РК «Атамекен» по результатам заполненных анкет выпускников.
  2. Рейтинг образовательных программ по следующим критериям осуществляется экспертами:
  1. «Полнота тем»;
  2. «Достаточность времени (часов) отводимого на изучение дисциплины»;
  3. «Актуальность, новизна тем и применимость на рынке труда»;
  4. «Актуальность (новизна) рекомендуемой литературы (источников) для изучения».
  1. Для проведения экспертизы образовательной программы НПП РК «Атамекен» формирует пул экспертов, являющихся специалистами высокого уровня в той профессиональной отрасли (стаж работы не менее 5 лет), к которой относится образовательная программа. Для достижения объективности и полноты оценки по одной образовательной программе вуза привлекается не менее трех экспертов в данной сфере.
  2. Критериями отбора экспертов – являются: компетентность, стаж работы, приветствуется опыт работы на руководящей должности по профилю, соответствующему предмету экспертизы.

Основными принципами работы эксперта являются честность, ответственность, добросовестность, соблюдение конфиденциальности в работе с представленными документами.

  1. Эксперт несет персональную ответственность за объективность и достоверность оценок, рекомендации, своевременность проведения экспертизы и предоставления оценочного листа для подготовки консолидированной рекомендации.
  2. Эксперт имеет право запрашивать и получать от НПП РК «Атамекен» дополнительные материалы, сведения, документы, относящиеся к предмету оценки, высказывать и обосновывать свое мнение о качестве образовательной программы.
  3. Заключение о результатах оценки образовательных программ, предоставляемых вузами, готовится по форме согласно приложению 7 к настоящей Методике.

Для расчета оценочного балла по критерию «Количество практического опыта работы в данной сфере преподавательского состава» в резюме необходимо указывать место, должность и период работы.


IV. Оценка образовательных программ по полученным данным и формирование рейтинга

  1. Критерий «разработка  образовательной программы с участием ассоциаций», рассчитывается по следующей формуле:

 , где

К1i – оценочный балл по критерию «разработка  образовательной программы с участием ассоциаций» вуза;

ai – предоставленные статистические данные от вуза по критерию «разработка  образовательной программы с участием ассоциаций и работодателей»;

n – количество участвующих вузов в оценке образовательной программы;

МИН(а1;а2;…аn) – минимальное значение среди предоставленных статистических данных вузами;

МАКС(а1;а2;…аn) – максимальное значение среди предоставленных статистических данных вузами.

  1. Критерий «разработка  образовательной программы с участием работодателей», рассчитывается по следующей формуле:

, где

К2i – оценочный балл по критерию «разработка  образовательной программы с участием работодателей» вуза;

ri – предоставленные статистические данные от вуза по критерию «разработка  образовательной программы с участием ассоциаций и работодателей»;

n – количество участвующих вузов в оценке образовательной программы;

МИН(r1;r2;…rn) – минимальное значение среди предоставленных статистических данных вузами;

МАКС(r1;r2;…rn) – максимальное значение среди предоставленных статистических данных вузами.

  1. Критерий  «Инвестиции в образовательную программу» рассчитывается по следующей формуле:

, где

К3i – оценочный балл по критерию «Инвестиции в образовательную программу» вуза;

bi – предоставленные статистические данные от вуза по критерию «Инвестиции в образовательную программу»;

n – количество участвующих вузов в оценке образовательной программы;

МИН(b1;b2;…bn) – минимальное значение среди предоставленных статистических данных вузами по инвестициям в образовательную программу;

МАКС(b1;b2;…bn) – максимальное значение среди предоставленных статистических данных вузами по инвестициям в образовательную программу.

  1. Критерий «Количество практического опыта работы в данной сфере преподавательского состава» рассчитывается по следующей формуле:

К4i=Ф1i*mn+Ф2i*me , где

К4i – оценочный балл по критерию «Количество практического опыта работы в данной сфере преподавательского состава» вуза;

Ф1i – оценочный балл по фактору «количество преподавателей со стажем работы в данной сфере (количество)» вуза;

mn – вес Ф1i в общем балле;

Ф2i – оценочный балл по фактору количество стажа преподавателей со стажем работы в данной сфере (лет) вуза;

me – вес Ф2i в общем балле.

, где

ci – статистические данные из резюме преподавательского состава кафедры, предоставленные вузами, количество преподавателей со стажем работы;

n – количество участвующих вузов в оценке образовательной программы;

МИН(с1;с2;…сn) – минимальное значение от количества преподавателей со стажем работы среди вузов;

МАКС(с1;с2;…сn) – максимальное значение от количества преподавателей со стажем работы среди вузов.

, где

di – статистические данные из резюме преподавательского состава кафедры, предоставленные вузами, количество общего стажа (лет) преподавателей со стажем работы в данной сфере;

n – количество участвующих вузов в оценке образовательной программы;

МИН(d1;d2;…dn) – минимальное значение от общего стажа преподавателей со стажем работы среди вузов;

МАКС(d1;d2;…dn) – максимальное значение от общего стажа преподавателей со стажем работы среди вузов.


Инвестициями в образовательную программу считаются средства, вложения, которые используются для развития и улучшения образовательной программы: израсходованные на покупку оборудования, литературы, оснащение лаборатории по данной специальности, повышение квалификации преподавателей по дисциплинам формирующие профессиональные навыки и т.д., за исключением затрат на материальную базу (аренда или покупка помещения, мебели, канцелярские товары), на фонд оплаты труда и на прохождение аккредитации.


  1.  Критерий «Международная аккредитация образовательной программы» рассчитывается по следующей формуле:

К5i=ЕСЛИ(ei="Да";10;0)

К5i – оценочный балл по критерию «Международная аккредитация образовательной программы» вуза;

ei – предоставленные статистические данные от вуза;

n – количество участвующих вузов в оценке образовательной программы.

  1. Критерий  «Медиана заработной платы выпускников» рассчитывается по следующей формуле:

 , где

К6i – оценочный балл по критерию «Медиана заработной платы выпускников» вузов;

Ji – медиана заработная плата выпускников по данной специальности, полученные от ГЦВП;

n – количество участвующих вузов в рейтинге образовательных программ;

МИН(J1; J2;… Jn) – минимальное значение медианы заработной платы выпускников вузов;

МАКС(J1;J2;…Jn) – максимальное значение медианы заработной платы выпускников вузов.

Ji=МЕДИАНА(h1;h;2;…;hi) , где

hi – размер заработной платы трудоустроенного выпускника вуза по данной специальности.

  1. Критерий «Процент трудоустроенных выпускников» рассчитывается по следующей формуле:

 , где

К7i – оценочный балл по критерию «Процент трудоустроенных выпускников» вузов;

ngw – количество трудоустроенных выпускников подтвержденные данными из ГЦВП;

ng – количество выпускников вузов по данной специальности.

  1. Критерий  «Результаты анкетирования выпускников» рассчитывается по следующей формуле:

, где

K17i - оценочный балл по критерию «Результаты анкетирования выпускников» вузов;

F1i – общая оценка по фактору «Удовлетворенность» по оценкам выпускников вузов;

F2i – общая оценка по фактору «Процесс трудоустройства» по оценкам выпускников вузов;

F3i – общая оценка по фактору «Практичность» по оценкам выпускников вузов.

Балл по фактору «Удовлетворенность» рассчитывается по следующей формуле:

, где

P11i – оценка выпускников вуза по процессу обучения;

P12i – оценка выпускников вуза по теоретическим знаниям;

P13i – оценка выпускников вуза по общеобразовательным знаниям;

P14i – оценка выпускников вуза по практическим и прикладным знаниям;

P15i – оценка выпускников вуза по преподавательскому и профессорскому составу.

Оценка по фактору «Процесс трудоустройства» рассчитывается по следующей формуле:

 , где

P21i – оценка выпускников вуза по затраченному времени на поиск работы;

P22i – оценка выпускников вуза по пригодности учебных дисциплин при трудоустройстве.

Оценка по фактору «Практичность» рассчитывается по следующей формуле:

 , где

P31i – оценка выпускников вуза по практичности теоретических знаний;

P32i – оценка выпускников вуза по практичности общеобразовательных знаний;

P33i – оценка выпускников вуза по практичности практических и прикладных знаний;

P34i – оценка выпускников вуза по пригодности учебных дисциплин в работе.

  1. Критерий «Полнота тем»; «Достаточность времени (часов) отводимого на изучение дисциплины»; «Актуальность, новизна тем и применимость на рынке труда»; «Актуальность (новизна) рекомендуемой литературы (источников) для изучения» выставляются экспертом по форме согласно таблице №2.
  2.  Конечным оценочным балом по критериям «Полнота тем»; «Достаточность времени (часов) отводимого на изучение дисциплины»; «Актуальность, новизна тем и применимость на рынке труда»; «Актуальность (новизна) рекомендуемой литературы (источников) для изучения» берутся среднее значение по результатам экспертной оценки.

Таблица №2 Оценочный лист содержания модулей МОП и КЭД

Наименование модуля или дисциплины

Часы

 

Факторы 1 - 4

 

курс

1. Полнота тем

2. Достаточность времени (часов) отводимого на изучение дисциплины

3. Актуальность, новизна тем и применимость на рынке труда

4. Актуальность (новизна) рекомендуемой литературы (источников) для изучения

Комментарий

 

 

 

 

 

Оценивается баллами от 0 до 10

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Итоговый балл оценки образовательных программ рассчитывается по следующей формуле:

Кi=К1i*m1+К2i*m2+К3i*m3+К4i*m4+К5i*m5+К6i*m6+К7i*m7+К8i*m8+К9i*m9+К10i*m10+К11i*m11+К12i*m12, где

m1 – вес К1i в итоговом балле оценки образовательной программы;

m2 – вес К2i в итоговом балле оценки образовательной программы;

m3 – вес К3i в итоговом балле оценки образовательной программы;

m4 – вес К4i в итоговом балле оценки образовательной программы;

m5 – вес К5i в итоговом балле оценки образовательной программы;

m6 – вес К6i в итоговом балле оценки образовательной программы;

m7 – вес К7i в итоговом балле оценки образовательной программы;

m8 – вес К8i в итоговом балле оценки образовательной программы;

m9 – вес К9i в итоговом балле оценки образовательной программы;

m10 – вес К10i в итоговом балле оценки образовательной программы;

m11 – вес К11i в итоговом балле оценки образовательной программы;

m12 – вес К12i в итоговом балле оценки образовательной программы;

К9i – оценочный балл по критерию «Полнота тем» вуза;

К10i – оценочный балл по критерию «Достаточность времени (часов) отводимого на изучение дисциплины» вуза;

К11i – оценочный балл по критерию «Актуальность, новизна тем и применимость на рынке труда» вуза;

К12i – оценочный балл по критерию «Актуальность (новизна) рекомендуемой литературы (источников) для изучения» вуза.

V. Третьи этап – синтез результатов и формирование рейтингов образовательных программ

На третьем этапе проектным офисом производится синтез результатов и формирование рейтингов образовательных программ, с дальнейшим опубликованием на сайтах НПП РК «Атамекен» и Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Заключение о результатах оценки образовательных программ, предоставляемых вузами, готовится проектным офисом по форме согласно Приложению 7 к настоящей Методике.

Приложение 1 к Методике по проведению

 рейтинга образовательных программ

 высших учебных заведений

Республики Казахстан

 

Интегральный бал 100%

Статистические данные 53%

Эмпирические данные 7%

Экспертная оценка 40%

Разработка образовательной

программы с участием

ассоциаций

5%

Медиана заработной платы

выпускников

14%

Анкетирование выпускников

7%

Полнота тем

10%

Разработка образовательной

программы с участием

работодателей

5%

Процент трудоустроенных выпускников

14%

Достаточность времени (часов) отводимого

на изучение дисциплины

10%

Инвестиции в образовательную программу,

в тенге

5%

Международная аккредитация образовательной программы

5%

Актуальность, новизна тем и применимость

на рынке труда

10%

Количество практического

опыта работы в данной

сфере преподавательского состава

5%

Актуальность (новизна) рекомендуемой литературы (источников) для изучения

10%

Партнеры